+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности

Если после того, как налогоплательщику было направленно требование об уплате налогов и сборов, он, тем не менее, продолжает не уплачивать начисленные ему суммы налогов и пеней, то к нему применяются принудительные меры взыскания за счет денежных средств на расчетном счете в банке или за счет имущества налогоплательщика. Причем, с организации взыскание производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

1. ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА ПУТЕМ СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды необходимых денежных средств. Решение о взыскании принимается после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее 60 дней. Решение, принятое после этого срока считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обращаться только в суд. Инкассовое поручение направляется в банк, где открыты счет налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским кодексом РФ.

Инкассовое поручение должно содержать:

· номера тех счетов, с которых должно быть произведено перечисление налога,

· название и сумму налога

· сумму начисленной пени

· номера тех счетов, на которых должно быть произведено зачисление.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее следующего дня. Если на счетах денежных средств недостаточно или они отсутствуют, то банк исполняет инкассовое поручение по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее дня, следующего за поступлением денежных средств.

Одновременно с инкассовым поручением налоговый орган направляет в банк решение о приостановлении операций по счету (решение об «аресте счета»). Эта мера является одной из мер обеспечения уплаты налога. Её целью является не дать организации воспользоваться денежными средствами, поступающими на расчетный счет раньше, чем будет погашена задолженность по налогам.

2. ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА

Взыскать налоги за счет денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика не всегда возможно, так как может сложиться так, что:

— у налогоплательщика расчетного счета нет,

— расчетный счет есть, но денег на расчетном счете не достаточно для уплаты налогов.

В таких случаях налоговый орган имеет право взыскать налог за счет имущества налогоплательщика. При этом:

1. решение выносится об изъятии имущества только в пределах суммы, необходимой для погашения задолженности по налогам,

2. взыскание налога производится последовательно в отношении следующих видов имущества:

· наличные денежные средства,

· имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции, в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легкового автотранспорта, предметы дизайна служебных помещений,

· готовая продукция и другие материальные ценности не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве,

· сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства,

· имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество,

3. для взыскания налогов за счет имущества организации достаточно решения налогового органа, но взыскание налогов за счет имущества физического лица осуществляется только на основании решения суда.

4. Изъятие имущества производится судебным приставом исполнителем в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно — имущество, подлежащее взысканию в счет уплаты налога, подлежит описи, а затем изъятию и передаче торгующим организациям на реализацию. Выручка, полученная от продажи, направляется на погашение

· задолженности по налогу,

· судебных и торговых издержек.

Остаток выручки от реализации возвращается налогоплательщику.

С момента зачисления сумм, вырученных от продажи имущества в счет погашения задолженности по налогу, налог считается уплаченным.

А. ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ:

Налоговый орган, после принятия решения о взыскании налогов за счет имущества организации течение трех дней должен направить его для исполнения судебному приставу – исполнителю, который исполняет его в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве».

Требования, содержащиеся в постановлении, должны быть совершены судебным приставом – исполнителем в течение двух месяцев со дня поступления к нему данного постановления.

Б. ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Если физическое лицо, которое является налогоплательщиком, после направления ему требования об уплате налога, не уплачивает налог в указанный ему в требовании срок, то налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. В отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, исковое заявление подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем – в суд общей юрисдикции. Исковое заявление должно быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога.

К решению налогового органа, а также и к иску может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения уплаты налога. Её целью является не дать плательщику воспользоваться своим имуществом раньше, чем будет погашена задолженность по налогам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

93.88.74.71 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Лекция 7. Порядок принудительного взыскания налогов и сборов

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания.

2. Порядок взыскания недоимок с организаций.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания

Конституция РФ в ст. 57, закрепив обязанность платить налоги и сборы, непосредственно не предусмотрела механизм ее исполнения. Этот механизм конкретизирован в НК.

КС РФ (20П, 381О): налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью имущества, которая подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту суммув пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и интересы других лиц. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Существующие правовые механизмы мер государственного принуждения по исполнению обязанности по уплате налогов направлены с одной стороны, чтобы гарантировать исполнение обязанности, а с другой сторон ы – не создавать условий ущемления прав и свобод налогоплательщиков при осуществлении процесса принудительного взыскания неуплаченных сумм налога.

Согласно п. 1 ст. 45 НК налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК. Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установенный налоговым законодательством.

Согласно ст. 11 НК недоимка – это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля и т.д. (ст. 87НК).

Это важно знать:  Решение суда о взыскании алиментов на ребенка

Недоимка, как правило, выявляется налоговым органом путем анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия продекларированных налогоплательщиком сумм налогов и поступивших суммах. Информация о декларированных суммах обычно заносится в лицевой счет налогоплательщика. Информация об уплаченных налогах – на основании сведений, предоставляемых Федеральным казначейством.

Есть определенная последовательность и сроки на осуществление налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов.

1 этап: направление налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченных суммах налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок оставшуюся часть налога и пени (ст. 69 НК).

Сроки определены ст. 70 НК РФ: есть общий срок направления требования – не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимок. Срок направления требования по результатам налоговой проверки – не позднее 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Действующие правовые нормыналогового законодательства не дают ответа на вопрос: является ли срок направления требования пресекательным, т.е. является ли оно недействительным, если было выслано в неустановленный срок?

Сложившаяся арбитражная практика: нарушение срока не влечет изменение срока на взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки будет исчисляться также, как если бы требование было выставлено вовремя. Пропуск налоговым органом срока не исключает дальнейщих мер по взысканию недоимки = срок не является пресекательным.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании = 8 дней – минимальный срок.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае неисполнения. Налоговики вправе переходить к следующему этапу.

2. Взыскание недоимок с организаций

На 1 этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках, далее – за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47НК).

Согласно ст. 46 НК решение о взыскании налога за счет денежных средств в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.

Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение считается доведенным до налогоплательщика в течение 6 дней. Поручение налогового органа направляется в банк. Банк исполняет решение в течение1 операционного дня – если рубли, если валюта – не позднее 2 операционных дней.

Важно:

1)срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках определен как: не позднее 2-х месяцев после истечения срока требования = пресекательный срок.

2)о вынесении решения налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление уведомления влияет на законность вынесенного решения. Но несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить налоги.

3)ст. 46 НК не установлен срок направления поручения в банк. П. 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решеняи о взыскании задолженности за счет денежных средств, направления в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взыканию налоговой задолженности.

В силу п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, либо информации о реквизитах счетов налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Согласно ст. 47 НК решение принимается в течение1 года после истечения срока требования об уплате налога. Это решение, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Направляется в течение3-х дней соответствущее постановление судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия должны быть совершены и требования постановления должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня поступления постановления.

1) П. 7 ст 46 НК определены условия только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика.

2) Срок для принятия решения о взыскании определен как: в течение одного года = пресекательный срок.

Определение сроков взыскания налогов в бесспорном порядке определяется путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК в следующей последовательности:

1.Срок направления требования об уплате налога – исчисляется со дня выявления недоимки (3 месяца) либо 10 дней со дня вступления в силу решения, принятого после проведения налоговой проверки.

2.Далее 8 дней на добровольное исполнение требования.

3.Дальше 2 месяца – ст. 46 НК, либо 1 год – п. 1 ст. 47 НК.

С организаций и ИП недоимка взыскивается в бесспорном порядке. Если налоговые органы пропускают сроки, то они не имеют право использовать внесудебную процедуру = но имеют право обратиться в суд.

Срок для обращения в суд – не позднее 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требований. НК РФ предписывает налоговым органам обратиться в суд. Такие случаи условно можно разделить на 2:

1) прямое указание в законе (п.2 ст. 45);

2)случай пропуска установленного срока на внесудебное взысканиеналога (п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47). В случае попуска срока на принятие решения о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банках, налоговый оган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение 6 месяцев после исполнения требования об уплате налога. Налоговый орган согласно п. 1 ст. 47 НК вправе в течение 2 лет обратиться в суд.

Если налоговый орган пропускает и эти сроки, то пропущенный срок по уважительной причине для подачи заявлени о взыскании недоимки может быть восстановлен судом = процедура возобновляется, если нет, то и нет.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ (ст. 48 НК).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по общему правилу.

Только судебный порядок и дается 6 месяцев.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, налоговый орган может обратиться в суд, только если суммарная задолженность превышает 3 тысячи рублей. 3 года – у налогового органа могли возникнуть проблемы с доказыванием налоговым органом задолженности по налогу.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

Это важно знать:  Порядок взыскания алиментов с пенсии

По своему экономическому смыслу зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней представляет собой сокращение обязательства налогоплательщиков на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, перечисленных ранее. Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если факт обнаружил налоговый орган, то обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта(п. 3 ст. 78 НК).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Предложения могут исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который направляется налогоплательщику (п. 1 ст. 32 НК).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Причем НК не уточняет какой налоговый орган должен это делать, если налогоплатеьщик поменял место жительства. Арбитражная практика: налог орган по месту новогожительства или нахождения налогоплательщика.

Способы и методы взыскания налоговой задолженности

В законе «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), главной целью является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. [1]

Согласно ст. 614 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) в случае не выполнения налогоплательщиком в срок налогового обязательства, налоговые органы применяют следующие меры принудительного взыскания налоговой задолженности:

  • 1) за счет денег, находящихся на банковских счетах;
  • 2) со счетов дебиторов;
  • 3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;
  • 4) в виде принудительного выпуска объявленных акций.

Взыскание налоговой задолженности начинается с вручения налоговыми органами «Уведомления о погашении налоговой задолженности».

Действующим кодексом разъяснено понятие «врученного» налогоплательщику уведомления. Согласно п.1 ст.608 Налогового Кодекса уведомление считается врученным в следующих случаях:

  • 1) по почте заказным письмом с уведомлением — с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи;
  • 2) электронным способом — по истечении 5 (пяти) рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы. Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика.

Направление уведомлений электронным способом позволит налогоплательщику в кратчайшие сроки выяснить причину образования налоговой задолженности и добровольно ее погасить.

Рассмотрим подробно порядок взыскания налоговой задолженности:

  • 1. Взыскание налоговой задолженности за счет денег, находящихся на банковских счетах. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности в течении 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности, налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) суммы налоговой задолженности. Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) производится на основании инкассового распоряжения налогового органа. Инкассовое распоряжение формируется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату его составления. Инкассовое распоряжение исполняется банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, не позднее одного операционного, следующего за днем получения указанного распоряжения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счете.
  • 1. Взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) со счетов дебиторов.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика, либо отсутствия банковских счетов, налоговый орган в пределах образовавшейся налоговой задолженности производит взыскание со счетов третьих лиц (далее — дебиторов).

В связи с чем, налогоплательщик не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности, обязан представить в налоговый орган, направивший уведомление, список дебиторов с указанием сумм налоговой задолженности. В случае непредставления списка в указанный срок, налоговый орган проводит налоговую проверку налогоплательщика.

На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, дебиторам направляется уведомление об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения задолженности налогоплательщика в пределах сумм дебиторской задолженности. Дебитор, не позднее 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения уведомления, обязан представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на дату получения уведомления. В случае не представления дебиторами акта сверки взаиморасчетов, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде. При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, акт сверки взаиморасчетов не представляется.

Акт сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения:

  • 1. Наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификационные номера.
  • 2. Наименование налогового органа, в котором налогоплательщик и его дебитор состоят на регистрационном учете по месту нахождения.
  • 3. Реквизиты банковских счетов налогоплательщика и его дебитора.
  • 4. сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком
  • 5. Юридические реквизиты, печать и подпись налогоплательщика и его дебитора.
  • 6. Дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении налоговой задолженности.

На основании акта сверки или акта налоговой проверки налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика-недоимщика.[5]

3. Взыскание за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности.

В случае непогашения налоговой задолженности в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня получения налогоплательщиком уведомления о погашении налоговой задолженности, налоговым органом выносится решение об ограничении в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности в пределах суммы налоговой задолженности. Решение об ограничении имуществом налогоплательщика (налогового агента) выносится в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика (налогового агента).

На основании решения об ограничении в распоряжении имуществом производится опись имущества, которая оформляется актом, составляемым в двух экземплярах, с предупреждением налогоплательщика об ответственности за нарушение условий владения, пользования и распоряжения имуществом.

Опись ограниченного в распоряжении имущества производится в присутствии налогоплательщика на основании данных бухгалтерского учета с указанием балансовой стоимости.

При составлении акта описи налогоплательщик обязан представить для ознакомления оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих права собственности на имущество.

Налогоплательщик обязан обеспечить сохранность, надлежащий уход ограниченного в распоряжении имущества до снятия ограничения. При несоблюдении данных требований налогоплательщик обязан возместить состоявшиеся затраты по подготовке ограниченного в распоряжении имущества к аукциону.[2]

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика и на банковских счетах его дебиторов, налоговый орган без согласия налогоплательщика выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента) налоговым органом.

Постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента) составляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом, один из которых с приложением копии решения об ограничении в распоряжении имуществом и акта описи имущества направляется в уполномоченный государственный орган по работе с имуществом, обращенным (поступившим) в собственность государства по отдельным основаниям для реализации.

Это важно знать:  Приказ о дисциплинарном взыскании по результатам проверки прокуратуры: образец акта

Реализация описанного имущества осуществляется на специализированном аукционе, порядок проведения которого определяется Правительством РК.

В случае погашения задолженности решение об ограничении в распоряжении имуществом отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня после погашения налогоплательщиком сумм налоговой задолженности.

4. Принудительный выпуск объявленных акций налогоплательщика (налогового агента) — акционерного общества с участием государства в уставном капитале.

Принудительный выпуск объявленных акций (акционерного общества) производится в случае непогашения сумм налоговой задолженности в отношении акционерных обществ с участием государства в уставном капитале. После принятия всех мер взыскания задолженности в отношении налогоплательщика, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством РК.

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются со дня вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.

Одним из основных направлений, которые определил Президент РК в своем ежегодном послании к народу Казахстана, является борьба с коррупцией. Работа любого государственного органа и каждого государственного служащего в стране должна строиться на принципах честности, гласности, справедливости и прозрачности. Все государственные органы в рамках Закона «О борьбе с коррупцией» должны повсеместно проводить полномасштабную работу по пресечению коррупционных правонарушений и предпосылок к ним. [3]

Минимизация контактов налогоплательщиков с налоговыми органами является одним из методом предотвращения коррупционных правонарушении со стороны сотрудников налоговых органов.

В этих целях в настоящее время, сформированные уведомления «О погашении налоговой задолженности» направляются электронным способом налогоплательщикам, имеющим электронно-цифровую подпись.

Выставление и отзыв инкассовых распоряжений (при отсутствии задолженности), также производятся по электронному каналу, к которому подключены все банки второго уровня.

Уведомление о погашении налоговой задолженности — это напоминание и предупреждение налогоплательщику, а для налоговиков — залог правомерности применения процедуры взыскания налоговой задолженности.

Государство, в лице органов налоговой службы вручив уведомление, даёт налогоплательщику возможность добровольно погасить налоговую задолженность без участия налоговиков. То есть в соответствии со ст. 611 и 612 Налогового кодекса приостановление расходных операций по банковским счетам (арест счетов) и по кассе налогоплательщика производится по истечении 5 рабочих дней со дня вручения уведомления.

Проще говоря, налогоплательщику предоставляется возможность уплатить налоги самостоятельно в течение пяти рабочих дней после получения уведомления от органов налоговой службы. [1]

В случае неуплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком уведомления « о погашении налоговой задолженности» в соответствии со ст. 613 Налогового кодекса производится ограничение в распоряжении имуществом (арест имущества). То есть до ареста имущества предоставляется дополнительно еще пять дней для погашения задолженности перед бюджетом. Так что, лучше всего своевременно рассчитаться по долгам перед государством, чем остаться без имущества, без основных средств. Следует отметить, что в соответствии с новым налоговым законодательством реализация арестованного имущества в счет погашения налоговой задолженности должна осуществляться уполномоченным государственным органом по работе с имуществом, т. е. судоисполнителями. [1]

Далее к должникам применяются меры принудительного взыскания за счет денег, находящихся на банковских счетах налогоплательщика путем выставления инкассовых распоряжений в течение 15 рабочих дней со дня вручения уведомления. Более того, данная процедура производится в автоматическом режиме, то есть инкассовые распоряжения на банковские счета налогоплательщика выставляются в электронном режиме, и в течение 2-3 часов после выставления инкассовых распоряжений, при наличии денежных средств, взыскивается сумма задолженности налогоплательщика и списывается со счетов банковскими работниками в счет погашения налоговой задолженности в бюджет. Одним словом, выставление и отзыв инкассовых распоряжений (при отсутствии задолженности) производится по электронному каналу, к которому подключены все банки второго уровня.

Также, одним из эффективных мер является взыскания налоговой задолженности за счет дебиторской задолженности налогоплательщика, то есть не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления «о погашении налоговой задолженности» налогоплательщик обязан представить в налоговый орган список дебиторов с указанием сумм дебиторской задолженности, акты сверок взаиморасчетов, составленные совместно с дебиторами.

Затем, согласно полученным спискам, налоговый орган направляет уведомление дебиторам о предоставлении акта сверок. В свою очередь дебиторы не позднее 20 рабочих дней со дня получения уведомления обязаны представить в налоговый орган акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиками. На основании акта сверок налоговые органы путем выставления инкассового распоряжения взыскивают налоговую задолженность со счетов дебиторов.

По результатам акта налоговой проверки уведомление направляется не позднее 5 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. Но при этом, налоговые обязательства и обязательства по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплаты социальных отчислений подлежат исполнению в течение 30 рабочих дней со дня вручения уведомления. То есть, налогоплательщику предоставляется около 40 календарных дней для самостоятельного погашения задолженности, которая образовалась по результатам акта налоговой проверки.

В случае неисполнения налогового обязательства к данному сроку по лицевым счетам налогоплательщика образовывается налоговая задолженность и соответственно органом налоговой службы направляется второе уведомление — «о погашении налоговой задолженности». После чего, налогоплательщику применяются способы обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания.[1]

Теперь об уведомлении «о подтверждении местонахождения (отсутствии) налогоплательщика». Данное уведомление направляется не позднее 3 рабочих дней со дня составления должностными лицами органов налоговой службы акта налогового обследования. Это уведомление подлежит исполнению налогоплательщиком в течение 20 рабочих дней со дня его направления.

Все вышеназванные уведомления должны быть вручены налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения.

Одно из нововведений в рамках совершенствования налогового законодательства — изменение процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности. Если раньше налоговые органы направляли налогоплательщикам два уведомления о применении способов и мер принудительного взыскания, то в текущем году только одно, где отражены все способы и меры, которые последовательно применяются к налогоплательщику. Налоговые органы ранее при наличии недоимки могли взыскивать 1 или 2 тенге, то сейчас данная норма позволяет это делать только в случае наличии суммы недоимки в размере свыше 3 МРП. Но это не освобождает налогоплательщиков от обязанности платить задолженность до этого предела.

Если раньше налоговые органы отправляли уведомление, потом выставляли инкассовое распоряжение, затем, спустя месяц, приостанавливались расходные операции, то сегодня все кардинально изменилось. Теперь через 5 дней после направления уведомления, сначала мы приостанавливаем расходные операции по банковским счетам в банке и по кассе налогоплательщика. Приостановив расходные операции, мы даем налогоплательщику возможность самостоятельно исправить ситуацию: заплатить налоги или исправить неправильно оформленную декларацию.

»

Следующая
ВзысканияКак подать исполнительный лист в банк на взыскание: порядок предъявления

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector