+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирильчик Елена Валерьевна

В статье рассматривается проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим . Корректировка действующих положений законодательства в указанной сфере представляется необходимой. Используя зарубежный опыт применения к государственным служащим дисциплинарных мер материального характера, следует дополнить перечень видов дисциплинарных взысканий . Нуждается в конкретизации и порядок применения некоторых уже закрепленных законодательством дисциплинарных взысканий. В настоящее время к гражданским служащим применяются либо меры морального воздействия, не имеющие между собой существенных различий, либо увольнение, которое весьма проблематично из-за неполноты правового регулирования.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирильчик Елена Валерьевна

ON IMPROVING THE SYSTEM OF DISCIPLINARY PUNISHMENTS FOR CIVIL SERVANTS

The paper examines the issues of improving the system of disciplinary punishments for civil servants. The author believes that it is necessary to amend the active legislative provisions in this sphere and that the existing list of disciplinary punishments should be supplemented using the international experience of applying disciplinary measures of material type to public servants. The procedure of using some disciplinary measures already embodied in laws should be specified. The measures used for civil servants at present are either moral pressure measures that are not substantially differentiated or dismissal from office that is quite problematic due to incomplete legal regulation.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании системы дисциплинарных взысканий государственных гражданских служащих»

УДК 342.9 Е. В. Кирильчик

БбК 67.301 Иркутский юридический институт (филиал)

Российской правовой академии Минюста России

о совершенствовании системы дисциплинарных взысканий государственных гражданских служащих

В статье рассматривается проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим. Корректировка действующих положений законодательства в указанной сфере представляется необходимой. Используя зарубежный опыт применения к государственным служащим дисциплинарных мер материального характера, следует дополнить перечень видов дисциплинарных взысканий. Нуждается в конкретизации и порядок применения некоторых уже закрепленных законодательством дисциплинарных взысканий. В настоящее время к гражданским служащим применяются либо меры морального воздействия, не имеющие между собой существенных различий, либо увольнение, которое весьма проблематично из-за неполноты правового регулирования.

Ключевые слова: государственная служба; гражданский служащий; дисциплинарная ответственность; виды дисциплинарных взысканий.

Irkutsk Law Institute (Affiliate) of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation

on iMPRoviNG THE SYSTEM oF DiSciPLiNARY PuNiSHMENTS

The paper examines the issues of improving the system of disciplinary punishments for civil servants. The author believes that it is necessary to amend the active legislative provisions in this sphere and that the existing list of disciplinary punishments should be supplemented using the international experience of applying disciplinary measures of material type to public servants. The procedure of using some disciplinary measures already embodied in laws should be specified. The measures used for civil servants at present are either moral pressure measures that are not substantially differentiated or dismissal from office that is quite problematic due to incomplete legal regulation.

Keywords: public service; civil servant; disciplinary liability; types of disciplinary punishment.

Реформированию института государ- применяемых к гражданским служащим ственной гражданской службы в последние за совершение дисциплинарных проступ-годы уделяется серьезное внимание. Одна- ков: замечание, выговор, предупреждение ко до настоящего времени некоторые сто- о неполном должностном соответствии, роны государственно-служебных отноше- освобождение от замещаемой должности ний урегулированы недостаточно полно. государственной гражданской службы и В частности, в совершенствовании нужда- увольнение.

ются положения, касающиеся дисципли- Однако перечисленные виды дисциплинарной ответственности государственных нарных взысканий можно было бы сокра-гражданских служащих (далее — граждан- тить до двух: выговор и увольнение. Анализ ские служащие). установленных Законом видов дисципли-

В Федеральном законе «О государствен- нарных взысканий позволяет сделать вывод ной гражданской службе Российской Фе- о том, что замечание и выговор представля-дерации» (далее — Закон)1 предусмотрено ются полностью идентичными — это меры пять видов дисциплинарных взысканий, морального воздействия, порядок приме—нения которых и юридические последствия

О Государстаеннай гражданскойстужбе рос- абсолютно одинаковы. Встречающееся мне-сиискои Федерации : федер. закон РФ от 27 июля г _

2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства ние о том, что замечание является более РФ. — 2004. — № 31, ст. 3215. «мягким» видом взыскания, ничем не обо-

© Е. В. Кирильчик, 2013

сновано. Общие правила назначения дисциплинарных взысканий установлены в отношении всех дисциплинарных взысканий и не предусматривают каких-либо особенностей в отношении замечания [2, с. 103].

Предупреждение о неполном должностном соответствии, при всей внешней серьезности этого взыскания, фактически не отличается от выговора и автоматически снимается через год. Поэтому следует согласиться с мнением М. В. Преснякова и С. Е. Чаннова о том, что если гражданский служащий в момент наложения взыскания не в полной мере соответствует замещаемой должности, ниоткуда, собственно, не вытекает, что через год он будет ей соответствовать. По их мнению, выглядело бы более логичным, если бы гражданские служащие, к которым применялось дисциплинарное взыскание в виде неполного должностного соответствия, по истечении года (или ранее, по инициативе представителя нанимателя) направлялись бы на внеочередную аттестацию [Там же, с. 105]. Представляется также необходимым закрепить, что если по результатам этой внеочередной аттестации гражданский служащий будет вновь признан не соответствующим замещаемой должности, то должен быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.

Целесообразно установить, что гражданские служащие, к которым применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии, в обязательном порядке направляются на переподготовку или повышение квалификации. Это будет способствовать совершенствованию профессиональных знаний, навыков и умений и создаст условия для соответствия гражданского служащего замещаемой должности.

Освобождение от замещаемой должности (по смыслу п. 10 ст. 58 Закона) является разновидностью увольнения, с той лишь разницей, что гражданский служащий, освобожденный от замещаемой должности в связи с дисциплинарным взысканием, включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе. По логике (к сожалению, Закон не содержит прямого указания на этот счет), под иной должностью следует понимать должность, которая является ниже, чем замещаемая гражданским служащим до применения данного вида дисциплинарного взыскания. Таким образом, освобождение от замещаемой должности можно рассматривать и как «завуалированное» понижение в должности, которое не

закреплено в законодательстве России в качестве самостоятельного дисциплинарного взыскания. В то же время следует помнить, что институт государственной службы является публично-правовым, а основная задача государственной службы — обеспечение исполнения полномочий государственных органов. Как справедливо указывает С. Е. Чаннов, представляется абсолютно неправильным, что публичная дисциплинарная ответственность в системе государственной службы строится на тех же принципах и подходах, что и частная дисциплинарная ответственность по нормам трудового законодательства [3, с. 41]. В дисциплинарных отношениях гражданскому служащему противостоит не отдельный работодатель, преследующий частный интерес, а государство — наниматель, устанавливающее правила служебного поведения и требующее их соблюдения [1, с. 169]. Следовательно, представляется возможным установить дисциплинарное взыскание в виде понижения в должности в отношении гражданских служащих. В США в дисциплинарной практике отдельных ведомств используется такое дисциплинарное взыскание, как понижение в должности, во Франции допускается перевод государственного служащего на другое место работы1. Такое взыскание представляется весьма действенным, поскольку является мерой не только морального, но и материального воздействия.

Увольнение как наиболее строгая мера дисциплинарного взыскания допускается только по основаниям, установленным Законом, одно из них — однократное грубое нарушение должностных обязанностей. Некоторые проявления данного нарушения нуждаются в детализации. Так, в соответствии с подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона прогулом считается отсутствие на служебном месте более четырех часов подряд в течение служебного дня. В соответствии со ст. 45 Закона нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 ч в неделю, при этом установлена пятидневная служебная неделя. Таким образом, служебное время в течение дня — 8 ч, из которых, как правило, 4 ч составляет служебное время до перерыва на обед и 4 ч после этого перерыва. Следовательно, отсутствовать на служебном месте более четырех часов подряд не представляется возможным. Таким образом, увольнение за прогул на практике достаточно проблематично. По нашему

Это важно знать:  Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании долга по расписке: образец

1 иКЬ : http://student.zoomru.ru/adminpravo/

мнению, следует подкорректировать понятие прогула, исключив слово «подряд» и определив, что прогулом является отсутствие на служебном месте более четырех часов в течение служебного дня.

Сложности при увольнении гражданского служащего за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения могут возникнуть в связи с тем, что законодатель не определяет, каким образом следует доказывать нахождение в состоянии опьянения. Представляется вполне достаточным закрепить, что необходимо на служебном месте составить соответствующий акт в присутствии не менее двух гражданских служащих, которые должны этот акт подписать. Акт должен быть составлен непосредственным, либо, в отсутствие непосредственного, вышестоящим руководителем. При этом, если гражданский служащий посчитает необходимым, то он может по собственной инициативе пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Внесение указанных дополнений могло бы способствовать единообразию правоприменительной практики, однако, как было отмечено ранее, в совершенствовании нуждается и сама система дисциплинарных взысканий. Представляется возможным заимствовать зарубежный опыт применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий материального характера. Например, во Франции кроме привычных предупреждения и выговора к государственным служащим применяются такие виды дисциплинарных взысканий, как прекращение повышения в разряде; временное увольнение сроком до 15 дней; перевод на другое место работы; понижение в разряде; временное увольнение от 6 месяцев до 2 лет. В отдельных ведомствах США используются

такие меры, как понижение в должности и временное отстранение от работы без выплаты зарплаты. В Японии в отношении государственных служащих широко применяются следующие дисциплинарные санкции: временное отстранение от должности сроком от 1 дня до 1 года (за это время государственный служащий не получает заработную плату), удержание из должностного оклада (до 1/3 жалования за период от 1 дня до 1 года)1. Представляется, что на современном этапе развития нашего государства аналогичные меры явились бы более действенными, чем меры морального характера. Это не значит, что следует заимствовать все вышеперечисленные виды дисциплинарных взысканий, так как временное отстранение от должности (временное увольнение) не будет способствовать повышению профессионального уровня и качественному исполнению должностных обязанностей после восстановления на службе. Однако положительный зарубежный опыт дает основания полагать, что применение отдельных мер, связанных с материальным воздействием (понижение классного чина, перевод на нижеоплачиваемую должность или удержание из должностного оклада части жалования), способствовало бы более эффективному исполнению должностных обязанностей гражданскими служащими. В то же время зарубежный опыт свидетельствует о том, что закрепление в законодательстве дисциплинарных мер материального характера должно повлечь и изменение системы мер поощрения — кроме единовременных материальных поощрений необходимо предусмотреть и меры, направленные на стабильное увеличение денежного содержания гражданских служащих.

1 URL : http://student.zoomru.ru/adminpravo/ disciplinarnoe-proizvodstvo/13217.l26457.s2.html.

список использованной литературы

1. Гусев А. В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. — Екатеринбург, 2005. — 488 с.

3. Чаннов С. Е. Публичная дисциплинарная ответственность государственных служащих: проблемы построения модели // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — № 2. — С. 40-42.

Понятие служебной дисциплины. Виды дисциплинарных взысканий

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

1. Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

2. Представитель нанимателя в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

3. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

4. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 45. Служебная дисциплина на гражданской службе

1. Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами города Москвы, актами государственного органа и со служебным контрактом.

2. Представитель нанимателя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами города Москвы, актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

3. Служебный распорядок государственного органа утверждается актом государственного органа с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Статья 46. Дисциплинарные взыскания и взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

3. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, настоящим Законом, налагаются следующие взыскания:

Это важно знать:  Иск о взыскании алиментов по месту жительства истца

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

4. В случаях, установленных статьей 59.2. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Статья 47. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания представитель нанимателя проводит служебную проверку.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта государственного органа о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам (далее — комиссия по служебным спорам) или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1, 2, 3 или 4 части 1 статьи 46настоящего Закона, и взыскания, предусмотренного пунктом 1, 2 или 3 части 3 статьи 46 настоящего Закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Статья 47.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

1. Взыскания, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 46 настоящего Закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 46 настоящего Закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 46 настоящего Закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1. или 59.2. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 46 настоящего Закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 3 статьи 46настоящего Закона, он считается не имеющим взыскания.

Закон г. Москвы от 26 января 2005 г. N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» (с изменениями и дополнениями)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим

Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения (хотя здесь есть и исключения из общего правила) *(1).
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе) предусматривает специальную дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих. В юридической литературе отмечается, что специальная дисциплинарная ответственность, как известно, отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий * (2). Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих, на наш взгляд, должна обладать сущностными отличиями от аналогичного института трудового законодательства.
Заключая служебный контракт с работником, работодатель не просто рассчитывает на правомерно-дисциплинированное сотрудничество (партнерство), но имеет на него право (безотносительно к конкретному работнику). Расторгая договор с нарушителем трудовой дисциплины по соответствующим основаниям, он действительно применяет дисциплинарное взыскание, «восстанавливая» тем самым свое право заключить аналогичный по содержанию договор с другим, предположительно более дисциплинированным лицом» *(3).
Действительно, по характеру защищаемого интереса, гарантированных Основным Законом конституционных прав дисциплинарная ответственность в трудовых отношениях явно относится к частной или гражданской, поскольку речь идет, в частности, о праве работодателя на свободу экономической деятельности. В то же время, как нам представляется, совершенно иные функции дисциплинарная ответственность должна выполнять в государственно-служебных отношениях. Здесь дисциплинарный проступок посягает уже не на частноправовой интерес работодателя в найме квалифицированного и дисциплинированного работника. Согласно ст. 1 Закона о государственной гражданской службе указанный вид профессиональной служебной деятельности состоит в обеспечении исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Таким образом, в данном случае юридическая ответственность призвана защитить публично-правовые интересы — обеспечить надлежащий порядок управления.
Служебные отношения на государственной гражданской службе носят явно выраженный публично-правовой характер. Как справедливо отмечает А.В. Сергеев, дисциплинарные проступки гражданских служащих посягают не только на служебную дисциплину конкретного государственного органа, но также прямо или косвенно затрагивают интересы всей государственной службы в целом * (4). В силу этого предоставление представителю нанимателя чрезмерных дискреционных полномочий при решении вопроса о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания не отвечает публично-правовой природе гражданской службы *(5). Привлечение гражданского служащего к дисциплинарной ответственности осуществляется представителем нанимателя. Однако последний действует не в своих частных интересах как заинтересованное лицо, а обеспечивает надлежащее функционирование органа государственной власти от имени Российской Федерации в качестве уполномоченного государством лица.
Трудовое законодательство, как известно, закрепляет только три вида дисциплинарных взысканий в качестве меры общей дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Более того, как нам представляется, если исходить из фактических последствий указанных дисциплинарных взыскании, то можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между выговором и замечанием.
В юридической литературе высказывается мнение, что выговор является более строгим видом дисциплинарного взыскания, чем замечание. Так, например, Ю.К. Терехова полагает, что самым «лояльным» дисциплинарным взысканием является замечание, которое «сводится к устному порицанию провинившегося работника» *(6). По ее мнению, «выговор является более строгой мерой по сравнению с замечанием и оформляется соответствующим приказом работодателя» *(7). С этим никак нельзя согласиться, поскольку общие правила наложения дисциплинарного взыскания (издание приказа, ознакомление с приказом и т.п.) установлены в отношении всех видов дисциплинарных взысканий и не предусматривают каких-либо изъятий в отношении замечания.
Здесь скорее можно согласиться с мнением И.В. Погодиной, что «выговор представляет собой выраженную со стороны работодателя официальную отрицательную оценку поведения работника, сообщаемую работнику в более категоричной и жесткой форме по сравнению с замечанием» *(8). Различие здесь носит «психологический» характер. По своей же сущности все дисциплинарные взыскания, установленные трудовым законодательством, подразделяются на увольнение как меру «правовосстановительного» характера и иные виды, которые выполняют предупредительную функцию *(9). Нужно сказать, что ранее в КЗоТе РСФСР различие между дисциплинарными взысканиями, не связанными с увольнением, все же существовало, поскольку увольнение за неоднократное нарушение трудовых обязанностей предполагало последовательное применение всей «лестницы» взысканий: замечание, выговор, строгий выговор. В связи с либерализацией экономики и признанием работодателя самостоятельным, независимым агентом экономических отношений законодатель упростил эту процедуру. Однако, на наш взгляд, данные правила не должны автоматически распространяться на дисциплинарную ответственность государственных служащих.
В соответствии со ст. 57 Закона о гражданской службе основанием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений в силу той же статьи признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.
Закон о государственной гражданской службе расширяет перечень дисциплинарных взысканий, которые могут применяться в отношении гражданского служащего. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона о гражданской службе.
Вместе с тем по своим фактическим последствиям и характеру воздействия на правонарушителя первые три вида дисциплинарных взысканий практически не отличаются. Возникает вопрос: в чем же тогда смысл расширения перечня дисциплинарных взысканий?
По нашему мнению, в данном случае необходимо использовать более дифференцированный подход, предполагающий учет характера воздействия того или иного вида дисциплинарного взыскания.
По сравнению с прежним Законом об основах государственной службы ст. 57 Закона о гражданской службе также вводит ранее неизвестное дисциплинарное взыскание — освобождение от замещаемой должности. При этом освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы нетождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, освобождение от замещаемой должности обнаруживает некоторое сходство с понижением в должности.
Вместе с тем не следует забывать о том, что подходящая для служащего вакантная должность на момент применения данного дисциплинарного взыскания может и отсутствовать. В таком случае государственно-служебные отношения с гражданином прекращаются на неопределенное время, что, как нам представляется, по своим фактическим последствиям уравнивает освобождение от замещаемой должности с таким дисциплинарным наказанием, как увольнение. В самом деле: освобождение от замещаемой должности отличается от увольнения только лишь включением гражданского служащего в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы, причем на конкурсной основе. И даже это отличие не носит принципиального характера, поскольку в конкурсе (в том числе и в кадровый резерв) может участвовать не только гражданский служащий, освобожденный от замещаемой должности, но и гражданин, никогда не состоявший на государственной службе.
Здесь представляется необходимым обратить внимание на следующее, с нашей точки зрения принципиальное, обстоятельство: законодатель и в Трудовом кодексе, и в Законе о гражданской службе ограничивает применение такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, о чем было сказано выше. Однако в отношении освобождения от занимаемой должности такие ограничения отсутствуют. Другими словами, при существующем положении дел представитель нанимателя может за любой дисциплинарный проступок освободить гражданского служащего от замещаемой должности, что фактически означает увольнение с государственной гражданской службы. Такая ситуация, на наш взгляд, требует внесения изменений в действующее законодательство о гражданской службе с тем, чтобы в законе были четко указаны допустимые случаи применения такого дисциплинарного взыскания, как освобождение от замещаемой должности.
Разумеется, специфика дисциплинарной ответственности не позволит закрепить исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков, однако этого и не требуется. На наш взгляд, необходимо предусмотреть лишь те из них, которые посягают на публичные интересы и влекут применение наиболее строгих мер дисциплинарной ответственности.
Нужно сказать, что необходимость нормативного закрепления грубых нарушений служебной дисциплины начинает осознаваться и на законодательном уровне, правда, пока еще только «ad hoc» (то есть применительно к конкретному случаю). В качестве примера такого рода можно привести положения недавно принятого Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции). Часть 8 ст. 8 данного Закона устанавливает, что «невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Статьей 9 Закона предусматривается привлечение к дисциплинарной ответственности государственного служащего в случае неисполнении им обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Однако нормативная реализация этой идеи, мягко говоря, далека от совершенства.
Прежде всего, на наш взгляд, здесь имеет место смешение двух различных правовых институтов: ограничений, связанных с государственной или муниципальной службой, и дисциплинарного проступка *(10). Меры дисциплинарного взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, обязательным элементом состава которого является вина нарушителя. Однако в рассматриваемом случае непредставление указанных сведений может быть и невиновным. Например, супруга государственного или муниципального служащего может отказаться предоставить такие сведения или предоставить недостоверные сведения. Кроме того, эта норма прямо противоречит ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, которая закрепляет, что при наличии указанного ограничения (непредставлении сведений о доходах) лицо не может состоять на государственной или муниципальной службе. Это означает, что к такому гражданскому служащему не могут применяться никакие «иные» меры дисциплинарного взыскания.
По нашему мнению, невыполнение обязанности по предоставлению сведений о доходах нельзя рассматривать в качестве дисциплинарного проступка, а увольнение гражданского служащего в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
В этой связи представляется необходимым внести изменения в названные Законы и предусмотреть соответствующее основание увольнения государственного и муниципального служащего. До внесения таких изменений в качестве нормативного основания увольнения за неисполнение указанных обязанностей может выступать ст. 9 Закона о противодействии коррупции, поскольку как трудовым законодательством, так и законодательством о государственной службе допускается расширение установленного перечня оснований увольнения федеральным законом, каковым и является данный Закон.
Безусловно, следует сохранить определенную свободу усмотрения представителя нанимателя в отношении некоторых дисциплинарных проступков, посягающих на частные или внутрислужебные интересы государственного органа (например, несоблюдение служебного распорядка). Однако можно и нужно нормативно закрепить перечень публично значимых нарушений служебной дисциплины, которые влекут наиболее строгие меры дисциплинарной ответственности.
Выше мы развивали мысль о том, что ввиду специфики государственной службы как особого вида профессиональной деятельности в ее рамках необходима высокая степень нормативного опосредования института дисциплинарной ответственности. В частности, имеет смысл закрепить перечень публично значимых дисциплинарных проступков, предусмотреть, какие меры дисциплинарных взысканий должны применяться за совершение отдельных видов проступков, и т.п. Однако при этом не нужно забывать, что при применении к гражданскому служащему того или иного дисциплинарного взыскания необходимо учитывать не только тяжесть дисциплинарного проступка, но и иные обстоятельства: степень вины нарушителя, его предыдущее поведение и т.п.
Подводя итоги, отметим, что институт дисциплинарной ответственности государственных служащих пока еще недалеко ушел в своем развитии от института дисциплинарной ответственности в трудовых правоотношениях. Между тем, по нашему мнению, изначально различная природа служебных и трудовых отношений должна привести к тому, что нормы о дисциплинарной ответственности на государственной службе будут отличаться все более существенным своеобразием, что приведет со временем к полной их автономности от норм трудового права.

Это важно знать:  Возражение на судебный приказ о взыскании задолженности по ЖКХ: образец

»

Следующая
ВзысканияВзыскание штрафа при исполнении контракта

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector